Вот все «Оскар», «Оскар»... Сегодня 60 лет Алексею Балабанову. Всего 60, в голове не укладывается. У него никогда не было «Оскара». И не могло бы быть. Но любой его фильм лично для меня весит раз в сто больше, чем мириады «оскаровских» лауреатов.
Думаю, он – важнейшее художественное явление в российском кино 1990-х, странного и свободного десятилетия.
Он снял несколько культовых фильмов (прежде всего, оба «Брата», но еще «Про уродов и людей» и «Груз 200»), несколько недооцененных шедевров (ранние «Счастливые дни» и «Замок», поздние «Жмурки» и «Я тоже хочу»). Впрочем, каждая его картина была по-своему удивительной. Многие из них выводили из себя, но в них неизменно была какая-то магия. Возможно, черная. Не знаю. Сопротивляться ей было невозможно.
Не обижайтесь, коллеги, но я ни разу не прочитал кинокритического текста о Балабанове, который бы объяснял мне его загадку, как-то ее внятно разбирал и препарировал. Не написал, конечно, тоже. Он, по сути, не открыт до сих пор не только в мире, но и в России (но зато в России любим, это немало).
В частности, поэтому не вывешиваю никаких своих статей о нем (у меня их много). Вместо них – маленький 25-минутный малоизвестный шедевр Балабанова, в котором, мне кажется, весь его метод – как на ладони: «Трофимъ». Там, среди прочего, молодой Маковецкий и А.Ю.Герман.